Четверг, 02.05.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: « 1 2 3 4 ... 16 17 »
Показано 16-30 из 247 сообщений
232. Николай   (29.11.2010 16:55)
0  
Помогите найти д.Гамовка Плавского р-на. Где она находится,как туда добраться? Я слышал, что деревня не существует с 70-х годов прошлого века. Мой двоюродный брат, живущий теперь в Киеве, очень желает посетить родину своего деда и просит меня помочь в осуществлении его мечты. Я обращаюсь к вам,как знатокам своего края и надеюсь на понимание и помощь...
Николай.29.11.10г.

231. гость   (29.11.2010 16:27)
0  
Продается коттедж 80кв.м. в отличном состоянии гараж на 2 авто земля 10 соток (цена 2млн.500тыс.руб) тел 9101511633

230. Евгений Майский   (06.11.2010 18:04)
0  
Хочу поблагодарить г.Плавск и его жителей, которые оказали мне помощь в трудной жизненной ситуации в 1996 году!
С большим уважением к вам
Евгений Майский

229. Документ Офис Компьютер   (06.11.2010 11:54)
0  
Внешний жесткий диск 1000ГБ 3.5" Western Digital "Elements WDBAAU0010HBK-EESN" (USB2.0)
3300руб.

Жесткий диск 1000ГБ Seagate "Barracuda 7200.12 ST31000528AS" 7200об./мин., 32МБ (SATA II)
2490 руб.

Мобильный ПК ASUS "Eee PC 1001PX" (Atom N450-1.66ГГц, 1024МБ, 160ГБ, GMA3150, SDHC/MMC, LAN, WiFi, WebCam, 10.1" WSVGA, W''XP HE), черный
13 550р.

Накопитель USB flash 16ГБ Transcend "JetFlash 300" TS16GJF300 (USB2.0)
1055р.

228. ПРИКОЛ   (21.09.2010 16:06)
0  
где ты видел в Плавске чистый, пусть даже не песчаный берег и тем более еловый лес? если решил пошутить, то шутка удалась на все 100. Тогда еще надо добавить "в экологически чистом городе"

227. Арендодатель   (19.09.2010 22:36)
0  
Предлогаю комнату гостиничного типа со всеми удобствами в центре Плавска. сентябрь 500 руб. в сутки с человека, октябрь-май 450 с человека, рядом аптека, банкомат, сеть развитых магазинов, парк, река-плава, чистый песчанный берег, еловый лес и минимум соседей интересующих прошу не питать надежды на скидки.телефон и адрес не указываю т. к. боюсь ожиотажа. места ограничены.

226. литратор   (27.07.2010 09:39)
0  
что-то яша шафран давно ничего не писал. никто его наверно не читает вот ему и обидно

225. ирина   (06.07.2010 20:03)
0  
сколько стоит снять частную комнату на сутки? сколько стоит номер в гостинице?

224. ирина   (03.07.2010 22:07)
0  
какая гостиница ближе к воинской части? на чем дешевле добраться до плавска из москвы?

223. Яков Шафран   (13.06.2010 19:17)
0  
Первая любовь длиною в жизнь

(О творчестве Валерия Савостьянова)

«Мне верить с нежностью и грустью,
Мне верить радостно и всласть
В ту землю милую, что Русью,
Издревле
ласково звалась!..»

(В. Савостьянов)

У меня в руках последний сборник известного тульского поэта Валерия Николаевича Савостьянова «В эпоху нежности». А рядом на столе лежат его же сборники стихов, изданные в прошлом, начиная с 1984 года. Все книги говорят о неутраченной с годами глубокой лиричности автора и о том, что вектор его произведений остался прежним.
Открываю новую книгу Валерия Савостьянова в любом месте, вчитываюсь и не могу оторваться. Каждая строчка, каждое слово высвечивает большое сердце автора, его неравнодушный ум. О чём же мыслит поэт, о чём поёт его сердце? Вот об этом и хочется рассказать.
Уже само название последнего сборника заставляет человека задуматься. Какую эпоху автор называет эпохой нежности – старую, доперестроечную, когда была написана книга «Товарищ мой» (1)? Или эпоху 90-х годов, которой принадлежат книги «Лебедь с девичьим лицом» (2) и «Деревенская школа» (3)? Или же первое десятилетие XXI века, в которое были изданы: «В объятиях Селигера и Оки» (4), «Однолюб» (5), «Последние фронтовики» (6) и «В эпоху нежности» (7)? Можно много говорить по этому поводу. Найдутся и такие, что станут «ломать копья», доказывая свою исключительную правоту, защищая ту из эпох, которая им ближе. А, может быть, Валерий Савостьянов говорит о том, что нужно, не соглашаясь внутри с несправедливостью, беззаконием, бездушностью и равнодушием, но смирившись с тем, что невозможно изменить в конкретной эпохе, сохранять любовь к людям, к народу, к стране, к своему городу, к близким и друзьям? Думаю, что это так и есть. Если так относиться к настоящему, как это делает автор, то тогда любое время жизни человека большой души, настоящего патриота будет эпохой нежности. И чем больше будет таких людей, тем больше любви и нежности будет в последующую эпоху.
Вначале думал написать отзыв только на книгу «В эпоху нежности». Но захотелось снова перечитать все книги поэта. И мне не пришлось пожалеть о принятом решении. Ибо темы, поднятые Валерием Савостьяновым в новом сборнике, живут и раскрываются из книги в книгу.

1. «Чтоб России возродиться»

Принято книгу читать с начала. И я поступил, естественно, так же. Но писать отзыв начну с конца книги «В эпоху нежности», с той её части, которая называется «Чтоб России возродиться». Стихи, вошедшие в эту подборку, обозначают Валерия Савостьянова как человека, глубоко и по-настоящему любящего свою Родину, и которому не свойственны ни фанатизм, ни экстремизм, ни пустословие, ибо всё это далеко от истинной любви, от истинного отношения к проблемам людей и страны.
Болью отзываются строки:

Мы потеряли не в бою
Страну великую свою (7)

В стихотворении «Гоголю» автор с сокрушённым сердцем говорит о том, как живучи «мазепы», на протяжении веков пытавшиеся разрушить Россию и, к сожалению, частично достигшие своей цели в Беловежской пуще в памятном 1991-м году. Переживания эти ярко отражены в строках из книги «Однолюб» (2005 г.):

Брат, хоть я не привередник,
Мне сегодня тяжело:
Я империи наследник,
Чьё названье с карт сошло.
Я лишь ей давал присягу,
Ей оружие ковал,
Кровь свою – больному флагу
Для неё переливал.
Я любил её устало,
Мог с устатку нагрубить –
Но когда её не стало,
Стало некого любить. (5)

Мы видим, как автор смело называет вещи своими именами. Олигарх – проходимец, вор и временщик, а богатство ныне не знает стыда. И не всякие прямые и короткие пути являются верными («В объятиях Селигера и Оки», 2003 г.).

Вы не трогайте русские реки,
Ибо на руку это врагам:
Посмотрите, какие калеки
По спрямлённым идут берегам! (4)

Очень актуально и сейчас определение, которое Валерий Савостьянов даёт недругам России, эмоционально, но чётко выражая к ним своё гражданское отношение в книге «Последние фронтовики» (2007 г.):

Да будет проклят и забыт
Великою страною,
Кто силу русскую дробит
Гражданскою войною! (6)

Но в то же время поэт понимает, что вина за всё вышесказанное лежит и на всех нас, на современниках этих событий и этих явлений. Пророчески звучат его слова из книги «Товарищ мой» (1984 г.):

Вдруг поймёшь: настоящим заплачено золотом
За ошибки твои и прозренье твоё. (1)

И потому мы должны сделать всё возможное, чтобы «отстроить топором, всё, что разрушено пером ополоумевшего змея»! Тем же, кто говорит – всё, мол, бесполезно, и машет на страну рукой, поэт отвечает:

Нам не дано другой страны:
Она – такая. (5)

То, что сейчас мы живём в годы, когда наша Россия, хоть и медленно, но возрождается, хоть и медленно, но воссоздаётся на новой основе наш Союз, есть заслуга и таких писателей и поэтов как В.Н.Савостьянов, чьё перо все эти годы не было равнодушно ко всему, что происходило. Ведь ещё в книге «Товарищ мой» (1) автор сказал:

Как бы теперь тяжело ни пришлось,
Знаю: с меня ваш особенный спрос,
Край мой,
село моё,
добрые люди.
И далее:

Как многие живущие на свете,
За дело трудное берясь,
Я был – всего-то! – за него в ответе,
Лицом стараясь не ударить в грязь. (1)

Ибо

И вижу я:
у отчего порога,
Горячими колосьями звеня,
Издалека
задумчиво и строго
Земля родная смотрит на меня. (1)

Настоящий поэт – это пророк и его слово очень весомо. И автор в книге «В эпоху нежности» (2010 г.) призывает:

Путеводные лампы
Русской жизни зажечь (7)

Вот из таких слов, из таких мыслей и чаяний и строится спасительный плот, который вынесет нас из полосы омутов и стремнин на ровную и широкую реку жизни.

… Молитвой песня станет.
А молитве – нет преград! (7)

Автор верит, что Россия возродится и не просто возродится, а станет процветающей во всех аспектах страной. И эта вера путеводной нитью проходит через его книги:

Мне верить с нежностью и грустью
Мне верить радостно и всласть
В ту землю милую, что Русью
Издревле
ласково звалась. (1)

Возродится обязательно! Так же как возродилась разрушенная в селе колокольня («Деревенская школа», 1991 г.) (3), так же возродится и Церковь, и вера, и Россия:

Но ты верь, что день придёт,
Не отчаясь,
И вернёт тебе народ
Величавость. (3)

Да, народ! Но народ состоит из конкретных людей, и именно конкретные люди и совершают дела, из которых складывается общенародное дело. Потому автор и говорит в книге «Однолюб»:

Но ни один из них не скажет:
«Наша хата с краю – мы пскопские!..»
А скажет: «Кто – если не мы?» (5)

Мы поднимем знамя, что утеряно
Теми, кто споткнулся во хмелю… (5)

Ибо:

Меч поэтической речи
Всё-таки в наших руках. (6)

Из книг Валерия Савостьянова видно, что одним из основных героев его стихотворений является русский богатырь. И он очень актуален сейчас, в наше время.

Пусть во славу, подвигом добытой,
В главном храме ставится свеча.
Даже по колено в землю вбитый –
И теперь не опущу меча. (6)

Для этого нужно вернуться к своим истокам, к себе самим и смыть с себя всё ненужное наносное.

Есть обряд обновленья:
Умыться речною водой
Той деревни
Где бегал купаться – такой молодой! (7)

Поэтому поэт, как и в молодые годы, многое постигает и многое делает для того, чтобы люди это осознали.

И ты готовься, моё сердечко:
Ведь путь поэта тяжёл, тернист.
Уж стол мой письменный – недалечко,
И авторучка, и белый лист… (7)

И строчки, исходящие из самого сердца, складываются в стихи-проповедь:

И всё же проповедью страстной
Ты звал своих учеников
За нашу родину несчастную
Стоять, как сорок сороков! (5)


2. «Путь»

Но слова из повести
Держат рубежи:
Трудно жить по совести,
Да нельзя по лжи!

«Однолюб», Тула, 2005 г.

Валерий Савостьянов верит, что, рано или поздно, но наступит эпоха, которая сменит долгую эпоху преобладания вовне грубости и зла, когда нежность должна таиться в глубине души, боясь показаться снаружи, чтобы не прослыть глупостью и слабостью.

Верю я: в Эпоху Нежности
Бредящий литературою
Следопыт найдёт подснежники
Строк, не сгинувших под Тулою… (7)

И всё творчество Валерия Савостьянова пронизывает мысль: чтобы наступила эта эпоха, мы должны, прежде всего, в себе самих что-то менять.

Время землю копать –
время поту пролиться!
Даже если проржавлен,
душой конопат,
Помни:
чистит земля
не одни только лица
Безнадёжно,
казалось бы,
ржавых лопат. (1)


До последней, до смертной муки
Быть в движении, на лету!..
Как похожи на крылья – руки,
Созидающие красоту! (7)

И от этого никуда не уйти, ибо:

Тянет вновь мою голову к небу звезда… (7)

Но не только любовь к земле, созидание красоты и так много говорящее нам звёздное небо приведут к изменениям нашей внутренней сути. На первом месте должно быть духовное изменение. Поэтому Валерий Савостьянов говорит:

И спасёт нас, я верю, от бед
Послушание богоугодное
И святого терпенья обет. (6)


Для любого патриотично мыслящего человека и поэта любое время тесно связано, вернее, сплавлено с Державой, которая понимается как:

Сплав бесценный наших слав (7)

Получить же такой сплав можно только трудом всех и каждого, кто мыслит в направлении созидания, каждого на своём месте, каждого в своей деятельности.

Здравствуй, дым свершений и прогресса!
Ждут меня у письменной печи
Новых книг тяжёлые замесы
И четверостиший кирпичи… (7)

И автор твёрдо, как и ранее, верит:

Знаю: всё наладится, верю: всё устроится –
В центре мироздания родина, семья. (5)

О чём же должны быть эти четверостишья и новые книги? Что волнует Валерия Савостьянова в читателе более всего?

Так доколе же, доколе
Будет в душах пустота
Без Успенской колокольни -
Без Отцовского перста?.. (7)

Автор как верующий человек прекрасно понимает, что пустота в душе не может быть долгой. Она неминуемо заполнится или Богом, или страстями, удаляющими человека от Него. А чтобы в душах был Бог, необходимо покаяние.

Шли тропою мы грешной и скользкой,
Долго-долго мы шли под уклон…
Возрождение церкви в Никольском –
Покаяния общий поклон. (7)

Именно покаяние помогает «Возвратиться к святыням своим». И как верно и прочувствованно звучат слова-призыв:

Хватит русской душе разрушаться,
Опускаться бескрыло во зло –
Наступила пора возвышаться,
Вспомнить небо и лечь на крыло… (7)

Ныне же в «раю» потребления и океане безкультурья вырождается всякая отвага и честь, и это есть «Хитрость главная Кощея!» И Валерий Савостьянов говорит, что есть верный и испытанный путь:

Пусть бес – нас вяжет тросами,
Пусть лень – сожгла мосты,
Пора пройти покосами
На отчие кресты!

Зачем пути окольные? –
Есть путь наверняка:
Ведь церковь с колокольнею
Видна издалека. (5)

И он призывает тех, кто знает и верит, идти «застыть перед иконами»:

Идём застыть перед иконами
В слепой неистовой мольбе –
Постигнуть счастье быть покорными
Всевышней Воле и Судьбе.

И верить: все, молясь без устали, -
И старцы, и богатыри, -
Воскреснем вновь
Как наши пустыни,
Как древние монастыри. (7)

И тогда, как пишет поэт:

Никаким набегам половецким
Этих не осилить крепостей.
На орешке русском
И на грецком
Сломано немало челюстей. (5)


3. Корни

Своими стихами, своим творчеством, всей своей жизнью В.Н.Савостьянов даёт ответ на вопрос: «Возможно ли правильно жить, создавать что-то доброе, возможно ли возродить нашу страну, если не помнить своих корней, если не продолжать дело своих отцов и дедов, если не любить людей, свой город, места, где родился и рос, если не иметь добра в душе и не заботиться обо всём, что тебя окружает?» «Нет, нельзя!» - отвечает поэт и он глубоко прав. Этим темам посвящены и все книги автора и вся первая часть сборника «В эпоху нежности», которая не даром называется «Урок чистописания». Этим пронизано от начала до конца его замечательное стихотворение «Не гаси мою свечу!», которым открывается новый сборник.

Не гаси мою свечу,
О, Всемилостивый Боже –
Я ещё воспеть хочу
Ту любовь, что всех дороже.

Ту любовь, что даришь мне
В пору старости бесплодной –
К сыновьям моим, к жене,
К нашей кошке беспородной.

И к рассаде, и к цветам,
На окне моём живущим,
И к сияющим листам,
Строчки новые зовущим…

Не вели меня казнить –
Я иду, не зная броду.
Дай мне что-то объяснить
Драгоценному народу!

Что – пока не знаю сам.
Но в годину испытаний,
Верю, дашь моим устам
Нежность словосочетаний, -

Чтоб не ядом напитать,
Не отмщением, не болью,
Чтоб молитвой отшептать,
Чтоб спасти его любовью!..

С чего же начинаются корни?. Конечно, они начинаются с памяти об отце и матери, о близких и родных.

И вспомнит мамины бинты,
Огонь отцова горна… (7)

Не забуду вовек,
моя добрая мама,
Твоих юных волос
проливного дождя. (1)

И не зря тебе казаться
Стало вдруг на склоне лет:
Богородицей Казанской
Смотрит маменька вослед. (4)

Мой отец работал кузнецом.
Был он добр душой, красив лицом,
Потому что сотни раз на дню
Он смотрел глаза в глаза огню. (1)

Где высокие деревья
Небо трогают рукой,
Встала тихая деревня
Над красавицей-рекой.
Там под солнышком
И ветром
Вот уже который год
В доме стареньком и ветхом
Моя бабушка живёт.
В той земле святые кости –
Там мой дед,
Моя родня… (4)

Здесь на земле родной пшеница
И здесь, в земле родня и мать:
Есть что любить, есть чем гордиться,
За что, коль надо, умирать. (6)

Счастье жить на земле зависит от многих факторов, но более всего от любви и уважении к родителям, к предкам и к земле, на которой родился, вырос и живёшь.

Здравствуй, чудо края отчего:
На развилке трёх дорог
Вставшие из корня общего
И берёзка, и дубок! (7)

И идёт эта любовь изначально из первых книг Валерия Савостьянова. Открываем книгу «Товарищ мой» (1):

И снова, и снова, и снова
Захочется до немоты
Просторного духа лесного,
Негромкой лесной красоты. (1)

Какою силою влеком
К тем пустырям, к полям, к полянам,
Где был ромашкою, бурьяном,
Травой, пшеничным колоском…
Ручьём, что с камушка течёт,
Дорогою седой от пыли, -
В края, где молоды мы были,
Какая сила нас влечёт? (1)

В книге «Лебедь с девичьим лицом» (2) есть такие строки:

На стареньком кладбище
Высокая трава.
Здесь в каждом камне ищет
Душа исток родства.

Здесь каждое надгробье
И каждый обелиск
В тебя стреляет дробью
Фамилий, дат и лиц.

Здесь чувствуешь невольно,
Что век – преступно мал,
А бес придумал войны,
Покуда Бог дремал…

Лежать и нам когда-то
В земле среди корней.
Но смерть - всего лишь плата
За счастье жить на ней. (2)

И там же автор продолжает тему любви к родной сердцу земле:

Я отыщу знакомую избу,
Что встала у обрыва над рекою,
Истлевшую сырую городьбу
Поглажу нежно дрогнувшей рукою.

Тихонечко калитку отворю
В мир детства я и с прежнею судьбою –
Со старою бревенчатой избою,
Как с бабушкой моей, поговорю. (2)

Человек всегда крепился и крепится своими корнями:

Что сердцу так сладко и горько,
Что больно ему и светло? -
Как будто бы с неба, с пригорка
Смотрю на родное село.

Трёх улочек узких излуки
Опять и опять узнаю –
И нету желаннее муки –
Быть снова в родимом краю! (2)

И это отношение к своим корням идёт из детства, именно из того дорогого края детства, где формируется душа человека, его сердце.

Есть в первом снеге откровенность,
Которую не превозмочь.
И мне всю ночь
Шептать про верность,
И мне не спать уже всю ночь…
……………………………….
Мне с каждым годом всё дороже
Девичья трепетность осин,
Мне с каждым годом всё милее
Цветы и травы на лугу,
Где слушал в детстве
Журавлей я,
И крик их в сердце берегу. (4)

Родные места для Валерия Савостьянова это не только деревня, где он родился и прожил детские и отроческие годы, но и Тула, город, ставший родным,. В каждом слове, посвящённом городу, звучит негромкая, но постоянная любовь:

Ах, как верю я в мой город разудалый!
И готов я поручиться головой:
Никогда не станет вором и «кидалой»,
То, кто удалью живёт и мастерством. (5)

Я люблю тебя, мой город, в зените
Мастерства и славы, с коими рос! (5)

Рощица прозрачная, нагая,
Листья днями прошлыми шуршат.
Есть ли на земле земля другая,
Чтобы так умела утешать? (5)

С окраины своей к знакомой роще ль выйду,
С окраины своей пройду ли на проспект… (7)

…Вот я выбегаю в рассветный город,
Знаток его юбилейных дат,
И вновь замечаю, как он – не молод
И как новостройки его молодят! (7)

И места, где родился и рос, и родной город, это малая родина. А есть ещё большая родина – Россия, Русь. Сборники стихотворений поэта наполнены этой святой любовью.

Красота твоя – непарадна:
Поля, ивушка у ручья.
И за что же
так безоглядно
Я горжусь тобой, Русь моя? (4)

Рябина, милая рябинушка,
Ведь это Русь, а не чужбинушка, -
С лугами древними, исконными,
Куда пустили наши корни мы. (5)

Чтоб, когда меня спросили:
«Где земля, что всех милей?»
я ответил бы:
«Россия –
имя родины моей!» (6)

Нет и не может быть действенной любви к родине без друзей, без любви к друзьям. И автор уделяет этим темам большое внимание в своих стихотворениях.

Люблю вас настоящие
Товарищи, друзья,
На сердце не таящие
Ни радости, ни зла. (1)

И как больно бывает настоящему другу, когда по сердцу, вдруг, проходит разделительная черта.

Я измучен, истерзан, изранен, -
Просто валится всё из рук! –
Потому что уехал в Израиль
Закадычный сердечный друг.
С ним, что ближе, дороже брата,
Шёл я в горы, в байдарке мок…
Нет, Россия не виновата,
Что он сыном ей стать не смог!
…………………………………..
Нам сердец своих не раздвоить:
Здесь лишь – в поле и на плацу –
Русским русская вьюга воет
И по матери, и по отцу… (6)

Корни человеческие – это и отношение к сиротам, и беспризорникам, и бомжам, и нищим. Тот, кто не имеет сострадания к обездоленным согражданам, у того нет сердца. А корни жизненные наши растут из наших сердец.

Накормлены они, обуты и одеты,
Но тихая мольба всегда во взгляде их.
Кукушкины птенцы, оставленные дети,
Сироты при живых родителях своих. (3)

Нищим, бомжам и ворам,
Пьющим из русских луж,
Гибнущим под забором,
Но не сгубившим душ –
Крови не проливавшим
Финкой и кистенём,
Отче, воздай как павшим
Воинам под огнём. (5)

В тяжёлые минуты, которые неминуемо бывают у всякого, кто трудится, поэт, будучи верующим человеком –

А когда я душой неспокоен,
Я иду по любимым местам -
У святых постоять колоколен,
Поклониться высоким крестам. (6)

Но одной любви и сострадания мало. Перефразируя известное выражение из Библии, можно сказать – любовь без дел мертва! В замечательном и программном стихотворении «Старшиновская пехота» из сборника «В эпоху нежности» есть такие строки:

Эта песня – гимн похода –
Не закончена пока.
Допиши её, пехота
Старшин`овского полка!.. (7)

Строки эти – девиз тех, кто считает своим долгом продолжить отцовское дело. И поэт достойно его продолжает и своей жизнью, и своими книгами. Об этом можно много говорить. А лучше всего об этом говорят стихи нашего замечательного тульского и русского поэта Валерия Савостьянова.


© Яков Шафран


Примечания: (1) – «Товарищ мой», Тула, 1984 г.
(2) – «Лебедь с девичьим лицом», Тула, 1989 г.
(3) - « Деревенская школа», 1991 г.
(4) – «В объятиях Селигера и Оки», Тула, 2003 г.
(5) – «Однолюб», Тула, 2005 г.
(6) – « Последние фронтовики», Тула, 2007 г.
(7) - «В эпоху нежности», Тула, 2009 г.

222. Яков Шафран   (11.06.2010 17:02)
0  
Потребить и наследить


Лучше всего можно судить, насколько силён потребительский дух в людях, по тому, как они относятся к мусору. Он бывает двух категорий – чужой и свой. Мусор, который оставляют другие, нам всегда неприятен. А вот как насчёт своего? Здесь всё зависит от того, как мы видим себя на земле, в природе, в городе, в обществе, в семье и, вообще, как мы видим самого себя.
Стоит зайти в любую зелёную зону в черте города, только не в парк и не в сквер, где территорию убирают по нескольку раз в день пред очами начальства. А в те места, которые не имеют официального статуса. И там мы с вами увидим, что люди едят, пьют и чем вообще занимаются на лоне природы.
Но дело не в этом. Люди всегда ели, пили и развлекались, как умели. Всё дело в том, КАК они это делают. «А вот с этого места поподробнее», - скажете вы и будете правы.
Процесс еды – это искусство, священнодействие. Недаром раньше перед едой читалась молитва, создавался особый настрой и во время еды. Как это происходит, мы можем увидеть в монастырях и в домах верующих.
Вы не подумайте, здесь никто никого не призывает уверовать и молиться, если этого нет в душе. Хотя никому бы это не повредило. Речь идёт о том, что у верующих вырабатывается совершенно особое отношение к продуктам, к сотрапезникам и к земле, как к творениям Божьим, и соответствующее поведение. Это и есть истинная культура, которая не позволяет ни грамма грубости, хамства, неблагодарности и глумления, и всего того, что мы наблюдаем с вами в неофициальных зонах отдыха и о чём говорим сейчас.
Другим ничем не возможно объяснить то, почему семья или друзья с приятелями, устроив пикничок в очень красивом и приятном месте, отлично отдохнув, вкусно покушав и выпив, насладившись зелёной шелковистой травой, чистой энергией деревьев и матушки-земли, прекрасными видами природы, солнцем, свежим воздухом, и омыв тела очищающей влагой речки или пруда, оставляют после себя неубранными груды мусора.
Это объедки, грязные пластмассовые тарелки и стаканы, всех мастей бутылки, часто разбитые (!) и так далее. Я думаю, любой любознательный человек может продолжить этот список сам. Но, что интересно, рядом валяются пакеты, да, да, пакеты и часто даже с ручками! Это те самые пакеты, в которых и было принесено всё, что требуется для пикника.
Любой человек согласится, что в пакеты можно сложить все отходы, которые неминуемо образуются после любого отдыха на природе. А если у пакетов есть ещё и ручки, то весь мусор можно легко унести, тем более, что он весит гораздо легче, чем исходные продукты и принадлежности.
Но оказывается, что для того, чтобы отнести эти отходы в мусорный ящик, который, как это ни удивительно, всегда находится по пути к дому, к остановке, в зависимости от того, в каком месте находится приятная зона отдыха, нужно нечто неосязаемое. Что же это такое?
Нет, не подумайте, это не что-то сверхъестественное, эфемерное и невозможное. Это просто душа! Да, да душа, которая предполагает уважение к самому себе, уважение и любовь к людям, сыновнее отношение к земле, благодарность жизни за радости, которые она даёт.
Кто-то может возразить, мол, у всех есть душа. Да, это так, хотя некоторые об этом могут и не знать. Но не будем о них. Да, душа есть у всех, только вопрос в том какова она, какого качества. Вот в чём вся соль – в качестве души, в том к чему человек стремится. К тому, чтобы, употребив еду, питьё, бытовые блага, развлечения, женщину, деньги, жизнь, отбросить отходы. Или к тому, чтобы, живя и радуясь всему тому, что даёт жизнь, в благодарность созидать вокруг себя ещё большую радость, добро, благо и красоту.
Для первых всё равно, что день, что ночь, что утро, что вечер, для них жизнь – это непрерывное потребление, потребить и наследить, потребить и наследить… Их лозунг –«Возьми от жизни всё, а после хоть потоп».
Для вторых каждый день – это маленькая жизнь. И вечером, перед сном, в час общения с самим собой, со своим внутренним «я», со своей совестью они спрашивают себя: «Что я сделал сегодня доброго, какой след оставил сегодня на земле?»
Чем больше будет ТАКИХ людей, тем чище станет наша земля, да и в целом жизнь!

23 ноября 2009 г.

© Яков Шафран

221. Яков Шафран   (08.06.2010 12:07)
0  
С кем наши мысли и чувства, те вокруг нас и собираются

В Пушкинском сквере Тулы, названном в честь великого русского поэта, в день рождения Александра Сергеевича собралось несколько десятков человек. Лето, ещё вчера тревожившее нас частыми дождями и порывами ветра, сегодня подарило прекрасную солнечную, тёплую погоду. По улице мирно шли по своим делам люди. На противоположной стороне проспекта у театральных фонтанов сидели мамы с ребятишками, молодые люди и пенсионеры. Прохожие, изредка пересекавшие Пушкинский сквер, задерживались на несколько минут, пытаясь понять, что здесь происходит, потом снова продолжали свой путь. Казалось, что только собравшиеся знали о том, что сегодня за день и ради чего они собрались.
А собрались писатели, поэты и пушкинисты, чтобы отметить великий день русской литературы. У скромного бюста Александра Сергеевича (1899 г.) лежало несколько букетов недорогих цветов, стоял стол с усилителем и рядом с ним колонки. У наблюдающего немногочисленную группу людей возникал естественный вопрос – зачем техника? Если бы слушатели сократили десятиметровое расстояние, отделяющее их от выступающих, до двух-трёх метров, то микрофон просто был бы не нужен…
Праздник вёл ответственный секретарь Тульской писательской организации, замечательный поэт Виктор Фёдорович Пахомов. Характерно то, что в течение всего праздника – в самом начале, в середине и в конце - он прочёл три стихотворения А.С.Пушкина и ни одной своей строки. Хотя все знали, что ему есть что прочесть. Это выгодно отличало его от большинства выступающих, которые читали в основном только свои произведения и часто даже не по теме.
Выступили все, пришедшие на праздник члены Союза писателей России и Союза российских писателей, а также один случайно затесавшийся среди них молодой поэт из клуба «Орфей».
Хорошей традицией стало чествование в этот день новых членов СПР. В качестве таковых сегодня были Боть Вячеслав Иванович – краевед, писатель, поэт, в прошлом директор Тульского областного краеведческого музея, создатель Дома-музея им. В.В.Вересаева и многих других музеев Тулы и области, и поэт, один из активных помощников развития литературы в Туле Константин Струков. Им вручили удостоверения членов СПР и они прочитали свои стихи.
Валерий Николаевич Савостьянов, вернувшийся сегодня из Курска, где он был участником литературного фестиваля Центрального округа, увлечённо рассказал о том, как прошло это событие, как востребована литература вообще и поэзия в частности в российской глубинке – в деревнях, сёлах и посёлках , где побывали с выступлениями участники фестиваля. Он прочёл свои стихотворения и, конечно, традиционное, которое он всегда читает на день рождения Пушкина, посвящённое поэту и скверу в Туле, названному его именем.
Завершая своё выступление, Виктор Пахомов с горечью говорил о том, что на празднике не было ни представителей администрации, ни городской прессы, ни молодёжи. И действительно, все присутствующие люди были в возрасте от пятидесяти и много выше.
В связи с этим возникает законный вопрос – почему, например, на юбилее члена СПР, руководителя литобъединения «Пегас», поэта и прозаика М.С.Дубинского были представители департамента культуры, а на юбилее Александра Сергеевича их не было? Может быть, их просто никто не приглашал?..
На мероприятии, которое уже долгие годы проводит Тульская писательская организация СПР, не были представлены ни коллективы городских литобъединений, ни молодые литераторы, ни новички. Не было и простых слушателей, почитателей Пушкина и просто людей, любящих поэзию. Может быть, их также никто не приглашал?
Да, безусловно, сегодняшний праздник – это событие в литературной жизни Тулы. И если мы устраиваем это событие для самих себя, то тогда всё в порядке. А если мы делаем это для людей, для наших туляков, для тех, ради которых мы собственно и пишем стихи и прозу, то тогда это не событие, а просто посиделки, вернее «постоялки». Прав В.Пахомов, сетуя на то, что не пришла молодёжь. Но молодёжь так просто не придёт, её нужно привлечь, а для этого нужно потрудиться.
И хорошим примером такого труда является областное музейно-литературное объединение «Муза», которым руководит поэтесса, член Союза российских писателей, старший научный сотрудник Дома-музея В.В.Вересаева, организатор встреч читателей с современными авторами Виктория Юрьевна Ткач. В этом коллективе большинство участников - молодые люди в возрасте от двадцати до тридцати лет. Они регулярно собираются, читают свои произведения, обсуждают их, учатся литературному мастерству, создают программы, посвящённые конкретным праздникам, выступают перед туляками, выезжают с выступлениями в Москву и другие города.
Вот и сегодня состоялось такое выступление на эстраде Центрального парка. Виктория Юрьевна заранее договорилась с администрацией парка о включении праздничной программы МЛО «Муза» в расписание.
Я думаю, все, кто пришёл на это выступление, не пожалели об этом. В адрес великого поэта звучали удивительные слова В.Ткач, слова признательности и любви, которые она черпала из глубины своей души. Один за другим на эстраду выходили члены «Музы» и, получив сердечный посыл от Виктории Юрьевны, вдохновенно читали свои произведения. Запомнились выступления: Натальи Силаевой (г. Серпухов), Олеси Маматкуловой (г. Алексин), Виталия Морозова, Елизаветы Барановой, Валентины Пинаевской, Анатолия Тиунова и Юлии Макеевой. Прекрасные стихи и эссе прочла сама В.Ю.Ткач.
Все лавочки перед эстрадой были заполнены слушателями. Не было ни посторонних разговоров, ни смешков. Среди слушателей было много молодёжи и все внимали поэзии и аплодировали выступавшим…
Вот и ответ на вопрос: «А где молодёжь?». Вновь и вновь убеждаешься в правоте старой истины – с кем твои мысли и чувства, те люди вокруг тебя и собираются. Поэтому, хочешь обратить к Пушкину, к поэзии, к истокам культуры и духовности молодые души, думай о молодёжи, люби её и организуй её вокруг себя!

06 июня 2010 г.

© Яков Шафран

220. Яков Шафран   (08.06.2010 11:32)
0  
Здравствуйте! Хочу публиковать у вас свои статьи.

С уважением,
Яков Шафран.

219. Иван Мироненко   (24.05.2010 16:41)
0  
Был бы крайне признателен за информацию о Герое Советского Союза Афанасьеве Павле Александровиче, 22 г.р. в 1942 году призван в ряды РККА Плавским РККА. уволен с военной службы в восьмидесятых в звании генерал-майора.

218. Brig   (08.05.2010 08:11)
0  
Спасибо деду за победу! Всех Плавчан поздравляем с 65-летием Великой Победы над фашистской Германией.


Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz