Церковное строительство.

Церковь Сергия Радонежского Чудотворца
На этом месте сразу был построен каменный холодный храм(1). К 1767 году старый деревянный Сергиевский храм на погосте в крапивенской слободе пришел в полную ветхость и был опасен во время пребывания там большого количества народа.
На основании Сенатского Указа от 3 мая 1767 года действительному тайному советнику, разных орденов кавалеру Сергею Васильевичу Гагарину разрешено было заложить новый каменный храм на новом месте, близ своей усадьбы, на отвертке левобережья реки Плавы поверх торговой площади. К 1774 году новый храм во имя Сергия Радонежского Чудотворца, каменный, холодный, с деревянным куполом был выстроен у восточной границы княжеской усадьбы. При его освящении были перенесены вся церковная утварь и реликвии, хранившиеся в старом храме, в том числе и антиминс, освященный еще в XVII веке. В таком виде храм просуществовал до 1860 года.
В этом и последующих годах переделана была западная часть храма и устроена колокольня. Таким образом, в середине 1860-х была устроена двухпридельная(2) теплая трапезная церковь с колокольней, для которой купцом Б, Ф, Черемушкиным за 3,5 тысячи рублей в Страсбурге были куплены часы. Наконец, после устройства трапезной части храма в 1868 году приступили к реконструкции центрального основного объема, который был освящен 20 июля 1876 года. Приделы трапезной были освящены во имя иконы Казанской Божьей Матери и Святителя и Чудотворца Николая. Вся реконструкция храма середины XIX века была произведена на средства князя С. С. Гагарина, сергиевских купцов Черемушкина, Сазонова, а также на средства прихожан.
Именно в таком виде храм Сергия Радонежского Чудотворца дошел до наших дней. Обращают на себя внимание и поражают его размеры, диаметр барабана и купола основного объема. Они по истине столичные: редко в каком городе можно найти храмы подобных габаритов. Изюминка же церкви—ее главный иконостас. Он выточен из прекрасного сероватого, матового, белого уральского камня Сергиевскими мастерами-каменотесами и имеет композицию, подобную иконостасу главного храма Троице-Сергиевой лавры. Белокаменные иконостасы—также большая редкость, на территории Тульской губернии это, пожалуй, единственный пример.
В 1938 году храм был, к сожалению, закрыт. С этого времени теряется след механизмов и деталей уникальнейших часов; интерьеры же церкви пострадали отчасти, иконостас остался цел, правда, во время войны были сожжены иконы. В 1956 году храм Сергия Радонежского пережил второе рождение—его вернули церкви.
Храм Сергия Радонежского Чудотворца—уникальнейшая постройка середины XIX века на территории Тульской губернии, строгость и простота форм, значительность объема внутренних пространств, изящество отделки интерьеров и, наконец, точность расчета конструкций—подчеркивают эту уникальность.

Всехсвятская кладбищенская церковь. Улица Октябрьская, 32
Кладбищенский комплекс, находящийся ныне на улице Октябрьской, а ранее — в слободе Поповка. вдоль старо-мценской дороги, включает в себя в том числе и входные ворота с колокольней, и здание богадельни слева от них.
В 1880 году на средства князя С. С. Гагарина и купца И. С. Сазонова был заложен, а в 1892 году освящен кладбищенский храм во имя Всех Святых. Это тоже, в своем роде, уникальное по композиции здание. Оно выполнено в чертах эклектики с элементами псевдорусского стиля. Главный четырехгранный объем, увенчанный пятью глухими главками, окружен галереей по всему периметру. Галерея представляет собой аркаду с опиранием арок на сдвоенные необычной формы полуколонны, точеные из белого камня; с восточной стороны галерея перетекает в трехчастную аспиду. Под всем объемом, включая и галерею, церковь имеет сводчатый подклет, в котором были устроены, в том числе, и печи, обогревающие храм. По всем сторонам четверика основного объема устроены окна «под русское барокко», которые давали свет центральной части храма.
К сожалению, ныне Всехсвятская церковь бесхозна. Несколько раз пытались начинать ее реставрацию, но не хватало средств, не было ясности, как использовать здание после реставрации.

Колокольня и ворота Всехсвятского кладбища
В 1930-е годы, увы, разрушили колокольню, выстроенную несколько позже храма в псевдорусском стиле. Двухярусная, квадратная в плане, увенчанная глухой главкой на высокой ломаной кровле, эта колокольня со старо-мценской дороги представляла целостную композицию с расположенными в глубине кладбища храмом. В первом ярусе ее были устроены главные проезжие ворота. Справа от колокольни находились ворота кладбища, построенные одновременно с возведением Всехсвятской церкви.
Эти ворота сохранились поныне и находятся не в самом лучшем техническом состоянии. Их компо- зиция — трехчастная, симметричная. На боковых ризалитах завершение сделано в виде аттиков, над центральной частью — треугольной фронтон с утраченной ныне закладной иконой.
Основание самого кладбища можно отнести, скорее ВСего к первой трети XIX века, ибо на известных нам картах и в описаниях конца XVIII века мы его не встречаем. До закладки нового кладбища хоронили на старом погосте в Крапивенской слободе: там после демонтажа старой деревянной церкви была выстроена часовня.

Богадельня, или «Дом Призревающих». Улица Октябрьская, 34
Разрешение на строительство и содержание в богадельне призревающих было получено купцом Б. Ф. Черемушкиным в начале 1890-х годов. Им же был отпущен капитал в сумме 12 тыс. рублей на ее строительство. Поучаствовал в устройстве богадельни в Плавске и купец Сазонов, завещавший на «богоугодные цели» 25 тысяч рублей.
Двухэтажное, трехмастное, увенчанное треугольным фронтоном — ризалитом, ныне это здание — жилой дом. В его интерьере сохранилась металлическая лестница, отлитая на заводе Теплякова.


(1)Храмы строили теплые и холодные, то есть отапливаемые и нет. В холодных храмах, как правило, службы велись только в теплые весенне-летне-осенние месяцы.

(2) Придел - пристройка к храму или трапезной с севера и юга с устройством в них алтаря.



Ансамбль Всехсвятской церкви с улицы Остябрьской в совпеменном Плавске.


Богадельня. Главный юго-восточный и боковой фасады.

Hosted by uCoz